Перейти к основному контенту Перейти к главному меню навигации Перейти к нижнему колонтитулу сайта
Вестник КазНПУ имени Абая. Серия: Физико-математические науки

ПРОБЛЕМА ВОПЛОЩЕНИЯ В ЖИЗНЬ ИСТИН В ИСТОРИИ МАТЕМАТИКИ И НАСЛЕДИЯ ФАРАБИ

Опубликован March 2025

0

Ж. Сартабанов+
Актюбинский региональный университет имени К.Жубанова, г.Актобе
А. Шаукенбаева+
Актюбинский региональный университет им. К. Жубанова, г. Актобе
Актюбинский региональный университет имени К.Жубанова, г.Актобе
Актюбинский региональный университет им. К. Жубанова, г. Актобе
Аннотация

Говоря об истории математики в современных национальных школах учителя используют литературу, написанную в советское время. В этих  изданиях, признавая, что первые математические факты дошли до нас от вавилонян и египтян, заслуги греков  в формировании математической науки описываются слишком сильно  возвышенным, хотя первые элементы науки  все же принадлежат египтянам и  вавилонянам. Если сравнить участие в этом  деле  египтян и вавилонян между собой,  то греки покорившие египтяне,  предпочтение дают египтянам, чем вавилонян. Этими образовались пятна  в истории.  Математическая наука была важным направлением цивилизации в древние времена. Хотя дошедшие до нас  первые математические сведения  написаны  на языке одной нации,  но они  являются общим  достоянием, духовным богатством всех соседних  народов, окружающих эту нацию. В греческой  литературе,  следовательно,  в литературе вообще  о сопредельных с египтянами и вавилонянами народах и об их ученых, за исключением греков, не упоминаются.  Такое пренебрежения  характерно завоевателям. Все материальные и духовные богатства завоеванных египтян списаны, превращая их в чисто греческие.  Такое обстоятельство имело место и в средневековой  исламской истории. Математические и научные богатства развитой арабской цивилизации  того времени переводятся на давно  умерший латынский язык и они  становились европескими. Это есть способ  колониалзаторов присвоения  богатств в духовном пространсте. Статья посвящена установлению  исторических истин в развитии математики и описанию их со справедливым взглядом без  кривотолков. Приводятся суждения об участии вместе с другими и среднеазиатских  туранских народов в формировании древних математических понятий и фактов. В этом направлении представляються  определенные серьезные  мысли о  значении наследия  Фараби-гордости нации на фоне общего средневекового развития математической науки. В заключительной части поднимаются вопросы о внедрении всех фарабийских наследий в  национальные школьные учебники и об использовании исторических истин и наследий в жизни и в патриотическом воспитании  будущих поколений.

Язык

Қазақ

Как цитировать

[1]
Сартабанов, Ж. и Шаукенбаева, А. 2025. ПРОБЛЕМА ВОПЛОЩЕНИЯ В ЖИЗНЬ ИСТИН В ИСТОРИИ МАТЕМАТИКИ И НАСЛЕДИЯ ФАРАБИ. Вестник КазНПУ имени Абая. Серия: Физико-математические науки. 89, 1 (мар. 2025). DOI:https://doi.org/10.51889/2959-5894.2025.89.1.011.