Говоря об истории математики в современных национальных школах учителя используют литературу, написанную в советское время. В этих изданиях, признавая, что первые математические факты дошли до нас от вавилонян и египтян, заслуги греков в формировании математической науки описываются слишком сильно возвышенным, хотя первые элементы науки все же принадлежат египтянам и вавилонянам. Если сравнить участие в этом деле египтян и вавилонян между собой, то греки покорившие египтяне, предпочтение дают египтянам, чем вавилонян. Этими образовались пятна в истории. Математическая наука была важным направлением цивилизации в древние времена. Хотя дошедшие до нас первые математические сведения написаны на языке одной нации, но они являются общим достоянием, духовным богатством всех соседних народов, окружающих эту нацию. В греческой литературе, следовательно, в литературе вообще о сопредельных с египтянами и вавилонянами народах и об их ученых, за исключением греков, не упоминаются. Такое пренебрежения характерно завоевателям. Все материальные и духовные богатства завоеванных египтян списаны, превращая их в чисто греческие. Такое обстоятельство имело место и в средневековой исламской истории. Математические и научные богатства развитой арабской цивилизации того времени переводятся на давно умерший латынский язык и они становились европескими. Это есть способ колониалзаторов присвоения богатств в духовном пространсте. Статья посвящена установлению исторических истин в развитии математики и описанию их со справедливым взглядом без кривотолков. Приводятся суждения об участии вместе с другими и среднеазиатских туранских народов в формировании древних математических понятий и фактов. В этом направлении представляються определенные серьезные мысли о значении наследия Фараби-гордости нации на фоне общего средневекового развития математической науки. В заключительной части поднимаются вопросы о внедрении всех фарабийских наследий в национальные школьные учебники и об использовании исторических истин и наследий в жизни и в патриотическом воспитании будущих поколений.
ПРОБЛЕМА ВОПЛОЩЕНИЯ В ЖИЗНЬ ИСТИН В ИСТОРИИ МАТЕМАТИКИ И НАСЛЕДИЯ ФАРАБИ
Опубликован March 2025
0
Аннотация
Язык
Қазақ
Как цитировать
[1]
Сартабанов, Ж. и Шаукенбаева, А. 2025. ПРОБЛЕМА ВОПЛОЩЕНИЯ В ЖИЗНЬ ИСТИН В ИСТОРИИ МАТЕМАТИКИ И НАСЛЕДИЯ ФАРАБИ. Вестник КазНПУ имени Абая. Серия: Физико-математические науки. 89, 1 (мар. 2025). DOI:https://doi.org/10.51889/2959-5894.2025.89.1.011.