Перейти к основному контенту Перейти к главному меню навигации Перейти к нижнему колонтитулу сайта
Вестник КазНПУ имени Абая. Серия: Физико-математические науки

ПЕРВОЕ УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ КУРСА АЛГЕБРЫ

Опубликован June 2024

65

48

А. Абылкасымова+
Казахский национальный педагогический университет им.Абая, г. Алматы
Б. Косанов+
Казахский национальный педагогический университет им.Абая, г. Алматы
https://orcid.org/0000-0002-8293-7264
Д. Нурбаева+
Казахский национальный педагогический университет имени Абая, г. Алматы
https://orcid.org/0000-0003-0257-2152
Ж. Нурмухамедова+
Казахский национальный педагогический университет им.Абая, г. Алматы
https://orcid.org/0000-0002-7322-5740
Казахский национальный педагогический университет им.Абая, г. Алматы
Казахский национальный педагогический университет им.Абая, г. Алматы
Казахский национальный педагогический университет имени Абая, г. Алматы
Казахский национальный педагогический университет им.Абая, г. Алматы
Аннотация

Статья посвящена научно-методическому анализу одного из математических трактатов Мухаммеда аль-Хорезми. Фактически, этот трактат аль-Хорезми, оригинальное арабское название которого звучит как «Китаб аль-мухтасар фи-хисаб аль-джебр ва аль-мукабала» («Краткая книга исчисления аль-джебра и аль-алмукабалы»), является жемчужиной мировой математики. Потому что это первое учебное пособие, написанное по курсу алгебры во всем мире. В целом, вклад мусульманских народов, в том числе учёных стран Центральной Азии в становление и развитие математики IX-XVI веков огромен. Автор упомянутого трактата аль-Хорезми является видным представителем центральноазиатской математики IX века (он родился в городе Хорезм, входящем в состав территории современного Узбекистана). Следует отметить, что в советское время возникла тенденция называть всех учёных Центральной Азии арабскими учёными. К сожалению, эта тенденция все ещё имеет место в историко-математической литературе, основанной преимущественно на евроцентристской точке зрения. Эти моменты определяют актуальность темы статьи с точки зрения требований сегодняшнего дня и требуют необходимости выведения истории математики из подобных «обелений» и дополнения её новыми определениями в соответствии с современными требованиями. Это важно не только для сегодняшнего дня, но и для будущего. При написании статьи использовались такие методы научного исследования, как теоретический и историко-сравнительный анализ, систематизация и структурирование. Материалы статьи могут быть использованы при преподавании предмета «История математики» для студентов, обучающихся по образовательным программам «6В01501 – Математика», «6В01502 – Математика и физика», «6В01503 – Математика и информатика» в высших педагогических учебных заведениях.

pdf (Қазақ)
Язык

Қазақ

Как цитировать

[1]
Абылкасымова, А., Косанов, Б., Нурбаева, Д. и Нурмухамедова, Ж. 2024. ПЕРВОЕ УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ КУРСА АЛГЕБРЫ. Вестник КазНПУ имени Абая. Серия: Физико-математические науки. 86, 2 (июн. 2024), 119–127. DOI:https://doi.org/10.51889/2959-5894.2024.86.2.011.