Перейти к основному контенту Перейти к главному меню навигации Перейти к нижнему колонтитулу сайта
Вестник «Физико-математические науки»

СОЗДАНИЕ ОНТОЛОГИЧЕСКОЙ МОДЕЛИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ

Опубликован 09-2023
Евразийский национальный университет им. Л. Гумилева, г. Астана, Казахстан
Евразийский национальный университет им. Л. Гумилева, г. Астана, Казахстан
##plugins.generic.jatsParser.article.authorBio##
×

Г.Т. Бекманова

к. т. н., PhD, доцент кафедры искусственного интеллекта, Евразийский национальный университет им. Л. Н. Гумилева, Астана, Казахстан, 87078628629, E-mail: gulmira-r@yandex.kz, ORCID ID: ORCID ID:https://orcid.org/0000-0001-8554-7627.    

Международный университет Астана, г.Астана, Казахстан
##plugins.generic.jatsParser.article.authorBio##
×

А.С. Муканова

доцент, декан Высшей школы информационных технологий и инженерии, Международный университет Астана, Астана, Казахстан, 87085548378, E-mail: assel.mukanova@aiu.edu.kz, ORCID ID:https://orcid.org/0000-0002-8964-3891

Международный университет Астана, г.Астана, Казахстан
##plugins.generic.jatsParser.article.authorBio##
×

М.Ж. Калдарова

старший преподаватель Высшей школы информационных технологий и инженерии, Международный университет Астана, Астана, Казахстан, E-mail: kmiraj82@mail.ru, ORCID ID:https://orcid.org/0000-0001-7494-9794

Международный университет Астана, г.Астана, Казахстан
##plugins.generic.jatsParser.article.authorBio##
×

Н. Тасболатұлы

PhD, ст. преподаватель Высшей школы информационных технологий и инженерии, Международный университет Астана, tasbolatuly@gmail.com

Аннотация

В статье рассматриваются результаты использования онтологического подхода для описания структуры и содержания образовательной программы, а также последующего анализа соответствия между требованиями к курсам и результатами обучения. Практическим результатом исследования является создание онтологии в редакторе Protégé 5.5.0, которая отражает изучаемые дисциплины с точки зрения навыков, которые формируются в ходе обучения, и предварительных требований к квалификации студентов. Модель учебного плана включает последовательность семестров и учебных курсов в течение академического года с учетом временных зависимостей. Созданная онтология заполняется данными из образовательной программы «Программная инженерия». Авторы разработали запросы на языке DL Query и SPARQL, которые, с использованием логических методов, позволяют проверить согласованность учебной программы с требованиями и навыками, формируемыми в предыдущие учебные периоды. Разработанная онтология и правила логического вывода могут быть использованы в системах управления образовательными процессами и инструментах проектирования образовательных программ для интеллектуального анализа целостности программы и согласованности результатов обучения по различным дисциплинам.

pdf (Қаз)