Постановка проблемы. Вопросы формирования готовности будущего учителя к работе в начальной школе в условиях цифровой трансформации образования не могут быть решены без адекватной модели диагностики этой готовности. В основном мероприятия по оценке профессиональной готовности учителя проводятся экспертными, труднореализуемыми на практике способами. В этой связи представляет интерес создание технологичного и удобного метода диагностики готовности учителя начальной школы с использованием автоматизированных и интеллектуальных средств.
Цель работы – обоснование модели диагностики готовности будущего учителя к работе в начальной школе на основе вопросно-критериального способа.
Методология. Качество образовательных систем или ресурсов можно оценивать с помощью критериальных показателей, представимых в виде информационного вектора . Для вычисления значений этих показателей следует подобрать подходящие тестовые и оценочные материалы. Масштабируя интегральные значения информационных векторов для каждого субъекта можно ввести шкалу оценки его уровня готовности к той или иной профессиональной деятельности. Для построения содержательных элементов критериальной модели готовности удобно использовать метод пирамиды (Барбары Минто), позволяющей на основе вопросного дерева отбирать необходимые диагностируемые компоненты и критерии. Удачно сформированное дерево позволяет объективизировать весомость (вес) каждого критерия готовности.
Результаты. Для формирования модели диагностики готовности учителя к формированию ЦГ у детей было разработано вопросное дерево с тремя основными направлениями. По каждому оконечному вопросу были сформулированы критерии и определены их показатели экспертным путем. Для сбора данных были созданы опросные листы (информационные вектора), которые заполняются по результатам тестов, анкетных данных и проектных работ будущих учителей. Уровневая шкала по интегральным значениям информационных векторов позволяет определять степень искомой готовности каждого обучаемого. Таким образом, предложенный метод позволяет оценивать уровень готовности учителя к формированию ЦГ учеников начальной школы.